Сирийская армия проводит южную кампанию, усмиряя последние 2% провинции Кунейтра, которая остается под контролем ИГИЛ (террористическая организация, деятельность которой запрещена в РФ).
В результате десятки тысяч военнослужащих сирийской армии и ее союзников будут освобождены от необходимости участия в боевых действиях на юге страны, что и станет поворотным моментом последних 7 лет войны.
Вся Сирия будет освобождена от контроля ополченцев и джихадистов. То, что осталось от оккупированной Сирии, находится под контролем двух стран: территории, удерживаемые США и территории, удерживаемые Турцией на севере. Однако сейчас это кажется неприемлемым, учитывая, что курды, контролирующие 23% Сирии, положительно восприняли призыв президента Сирии либо открыть диалог, либо погрузиться в войну.
Это означает, что США не могут оставаться в Сирии еще дольше; они найдут достойный способ покинуть страну очень скоро.
Присутствие США в Сирии было обусловлено рядом целей:
Разделить Сирию и создать курдское государство на севере, которое бы пользовалось военной защитой США, как иракский Курдистан во время Саддама Хусейна. США не были против того, чтобы курдское государство включило Сирию и Ирак. Однако иракский Курдистан под руководством Масуда Барзани потерял надежды на независимость, когда отказался следовать рекомендациям США отделиться за 18 месяцев. Преждевременное решение Барзани отделиться от Ирака встретило сильную реакцию со стороны войск в Багдаде, которые взяли под свой контроль границы и ресурсы Курдистана.
Погрузить остальную Сирию в бесконечную кровопролитную войну между джихадистами салафи-такфири и другими группами. Эта война должна была продвигать интересы ИГИЛ, врагами которого были не далекие США, а более близкие Ливан, Иордания и остальная часть Ближнего Востока. Развитие ИГИЛ нанес бы ущерб «Оси сопротивления» (Иран, Сирия, Хезболла) или, по крайней мере, остановило бы поставки оружия «Хезболлы» в Ливан (из Ирана через Сирию). «Хезболла» была бы загнана в угол на юге Ливана, анклаве шиитов, окруженном Израилем с одной стороны, и враждебным правительством на севере, с такфири, которые правили бы в других частях страны.
США пришли в Сирию не только из-за нефти, но и для того, чтобы служить Израилю, полностью уничтожив вражеское государство или нескольких врагов. Однако война в Сирии пошла не так как планировалось.
Сегодня правительство Дамаска контролирует всю сирийскую территорию, кроме северных районов. Это несмотря на то, что ИГИЛ может продолжать действовать не только в Сирии, но и в любых других частях Ближнего Востока и Северной Африки.
Более того, встреча Путина-Трампа в Хельсинки укрепила убежденность Трампа и премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху: Москва обещала защитить границы Израиля с Сирией (на основе линии 1974 года). Президент России утверждал, что правительство Асада более 40 лет без каких-либо инцидентов сохраняло свои границы с оккупированными Голанскими высотами.
Поэтому Израиль решил, что его потребности в области безопасности будут удовлетворены на фоне продолжающегося присутствия Асада у власти и присутствия российских военных сил на границах в дополнение к СООННР.
Когда это условие будет выполнено, не будет причин, по которым американские войска должны будут оставаться на территории Ирака и Сирии в Аль-Танфе и провинции Аль-Хасака, где базируются курдские силы.
Асад уверенно выставил курдам ультиматум: «либо ведите переговоры, либо вы столкнетесь с войной». Сирийский президент сказал это, потому что знает, что Идлиб, северо-западный город, находящийся под турецким контролем, не капитулирует без борьбы.
В сельской местности Латакия началась военная операция по устранению опасностей, грозящих провинции, где джихадисты атаковали позиции Сирии и другие деревни.
Ян Эгеланн, глава гуманитарной целевой группы ООН по Сирии, отметил, что в Идлибе «есть 2 млн человек, в том числе внутренне перемещенные беженцы».
Также есть более 40 тыс. джихадистов и их союзников, которые не сдадут свое оружие без боя.
Источники в Дамаске подтвердили, что битва при Идлибе, скорее всего, произойдет в сентябре.
«Сирийская армия установила несколько безопасных коридоров для гражданских лиц, которые могут покинуть Идлиб либо на севере, либо на юге города и его сельской местности. Это позволит избежать жертв среди гражданского населения»
Турция знает, что сирийское правительство больше ничего не остановит. Турции придется уйти и отпустить джихадистов на севере, потому что Асад намерен всеми силами освободить Сирию.
Главная задача Турции состоит в том, чтобы помешать курдам создать свое государство. Это совпадает с целью Асада помешать разделению Сирии. Учитывая эту цель, курдская делегация посетила Дамаск, чтобы начать диалог с центральным правительством с согласия руководства США.
Во всех трех курдских анклавах (Африн, Кобани и Джазира) существовала «Демократическая автономная администрация» в рамках курдской партии «Демократический союз» (PYD) и ее вооруженного ответвления, Отрядов народной самообороны (YPG). С потерей Африна оставшиеся два анклава соединятся друг с другом; теперь в них располагаются несколько военных баз и аэропорты США.
Центральным курдским городом остается Камышлы; в нем по-прежнему расположены крупные сирийские силы. Курды никогда не сталкивались с сирийской армией и не стремились отделиться от Сирии, они стремились к децентрализованному кантону. Курдская делегация призвала Дамаск как центральное правительство взять на себя ответственность за содержание и восстановление плотины Евфрата и ее содержание и восстановление (после серьезного ущерба, нанесенного во время битвы с ИГИЛ), распределение питьевой воды, электроснабжения и восстановления домов, школ и больниц.
Сирийское правительство ответило со ссылкой на поправки к Конституции в 2012 году: в рамках статей 130 и 131 звучал призыв к «децентрализации и финансовой и административной независимости местных органов управления», согласно декрету 107 от октября 2011 года.
Курды одобрили декрет 107, оспорив способ его реализации и отсутствие полномочий местных представителей и губернатора. Они также оспаривали власть правительства, отвечающего за управление всеми провинциями.
Обсуждение существующих законов, их осуществление стали одной из основных тем обсуждения двух делегаций. Прошло обсуждение распределения ресурсов (главным образом, газа и нефти), было решено возобновить обсуждение нерешенных вопросов во время будущих заседаний.
Дамаск считает, что встреча прошла успешно, отметив желание курдов оставаться под эгидой центрального правительства в одной стране. Россию они воспринимают как гаранта сделки, а также фигуру для более широкого политического решения в стране.
Курды предлагали разместить значительные силы под командованием сирийской армии, чтобы содействовать любой войне против террористов и джихадистов, в частности против оставшихся частей ИГИЛ и «Аль-Каиды» и их союзников на севере страны. Дамаск приветствует эту инициативу и, несомненно, выиграет от этого предложения.
Пока слишком рано говорить о конечной сделке между Дамаском и Камышлы.
Однако ясно, что дискуссии начались хорошо и идут в правильном направлении. Курды признали, что смогут пользоваться защитой США не всегда, поэтому они вынуждены использовать оружие центрального правительства.
С окончанием войны на юге и курдской инициативой, это всего лишь вопрос времени, когда США спокойно уйдут из Сирии, закончив свою оккупацию и признав, что их операция по «смене режима» потерпела неудачу.
Вполне возможно, что США хотели бы увидеть как Сирия и Россия будут иметь дело с Идлибом. Тем не менее, нет никаких сомнений в исходе битвы: Сирия движется к концу своей долгой и кровопролитной войны.