БАБИЦКИЙ Андрей
Сразу три партийных функционера, планирующие после отставки Ангелы Меркель в самые ближайшие дни побороться за пост председателя правящей в Германии партии ХДС, заявили о необходимости корректировки позиции немецкого руководства по отношению к строительству трубопровода «Северный поток — 2».
Генеральный секретарь партии Аннегрет Крамп-Карренбауэр, которую считают наиболее вероятной преемницей Меркель, после событий в Керченском проливе призвала запретить российским судам, следующим из Азовского моря, заходить в европейские и американские порты.
Она заявила также, что считает необходимым вернуться к дискуссии о второй ветке трубопровода, хотя остановить строительство не предлагала.
Другой возможный преемник Меркель, министр здравоохранения Йенс Шпан, считает, что «Северный поток — 2» не только экономический проект, но и геостратегический, который может оказаться «рычагом давления»:
«Разумеется, этот проект является определенным рычагом».
По словам Шпана, необходимо оговорить с Россией условия, при выполнении которых реализация проекта окажется приемлема для Германии.
Читайте также: Вероятный преемник Меркель заикнулся о «нецелесообразности» «Северного потока — 2»
Третий кандидат в предвыборной гонке за пост председателя ХДС Фридрих Мерц уже высказывался относительно необходимости вообще свернуть все работы по прокладке «Северного потока — 2».
«Чем больше обостряется конфликт, тем чаще возникает вопрос: а действительно ли правильно то, что мы строим этот трубопровод?» — заявил Мерц на региональной конференции ХДС в Берлине.
Такое единодушие фаворитов гонки не может быть случайным. Очевидно, что оно говорит о набирающей силу политической тенденции. Стоит ли Киеву торжествовать победу, имея в виду, что в Германии, для которой «Северный поток — 2» был в течение длительного времени священной коровой, к критике в адрес которой она была полностью невосприимчива, вдруг с высоких трибун зазвучали новые голоса?
И надо понимать, что речь идет о партии Ангелы Меркель, которая вроде бы всецело поддерживает нынешний курс фрау канцлерин.
И, кстати, первая из упомянутых кандидатов — это выбор самой ушедшей в отставку госпожи председателя партии. Аннегрет Крамп-Карренбауэр часто называют «мини-Меркель».
Означает ли все вышесказанное, что над «Северным потоком — 2» сгущаются тучи и его будущее действительно может оказаться под вопросом?
Можно ли утверждать, что прозвучавшие под сурдинку скандала требования из Киева и Варшавы немедленно остановить строительство услышаны на уровне руководства правящей партии? Крайне сомнительно, чтобы дела обстояли именно так.
Нет ничего проще, чем на словах поддержать молодую украинскую демократию и в очередной раз осудить путинскую тиранию. Но сюжет не продвинется ни на миллиметр в направлении каких-либо ограничительных мер в отношении трубопровода, поскольку речь идет ни много ни мало о выживании германской промышленности.
Россия заинтересована в продаже своего газа на европейских рынках, но сегодня у нее есть возможность выбирать покупателей. И средств транспортировки на сегодняшний день сильно прибавилось, ну или они вот-вот вступят в действие.
Если раньше «Газпром» был намертво привязан к украинской ГТС, то сегодня уже существует «Северный поток — 1», идет прокладка «Турецких потоков», «Силы Сибири». В разработке по просьбе китайской стороны проект «Сила Сибири — 2». Восточноевропейские страны спешно занимают места в очереди на покупку дешевого российского газа.
В перспективе выпадение одного или двух крупных покупателей из списка не является сколько-нибудь существенным негативным фактором. На газовом рынке сегодня царит такая толкучка, что найти замену совсем не сложно.
А для немцев доступ к российским энергоносителям — это вопрос жизни или смерти. Именно сцепка «немецкая промышленность и российский газ» делает продукцию из Германии конкурентоспособной. Если она будет по вине ретивых политиков разорвана, то машины из Германии, электротехника, товары, производимые химической отраслью, не выдержат конкуренции со своими аналогами из других стран и потеряют внешние рынки.
А это попахивает экономической катастрофой, которая отправит в отставку любое правительство и подорвет позиции правящей партии.
Едва ли в ХДС всего этого не понимают. Просто признаком хорошего европейского тона считается ругать Путина, впрочем, точно понимая, что особо зарываться не стоит. Никто и не зарывается. На прошлой неделе Париж и Берлин синхронно отказались даже обсуждать возможность введения против России новых санкций из-за инцидента в Керченском проливе.
Они, напротив, заявили, что с Москвой следует отношения не ухудшать, а совсем даже наоборот. А госпожа Меркель и вовсе посоветовала Петру Порошенко действовать «умно» при урегулировании возникшего кризиса. Если кому-то предлагают задействовать ум при выполнении каких-то действий, это означает, что, по мнению дающего ценный совет, ранее фигурант этого не делал.
То есть глава немецкого правительства завуалированно назвала украинского президента идиотом.
И это все уже из области конкретных шагов. Так что можно, конечно, пугать «этих русских» остановкой строительства трубопровода, но в проект уже вложено 6 миллиардов евро, большую часть которых внесли именно господа европейцы.
Так что стройка продолжается, новых санкций не будет, а возмущенные голоса на трибунах — это ничего не значащие виньетки политического интерьера.
Андрей Бабицкий