Известный украинский блогер Мирослава Бердник на странице в социальной сети рассуждает о неоязычестве, культе Бандеры и готовом убивать поколении.
Значительная часть украинцев исповедует сегодня неоязычество в очень специфической форме. Они верят в доброго бога — Бандеру, который «прийде і порядок наведе».
При этом самым верующим ничего не надо будет делать — все сделает Бандера. И здесь новейшая мифология отсылает нас к более древним архетипам Воскресающего Бога, начиная от Осириса и Мошеаха.
Бандера должен непременно воскреснуть, и момент его воскресения знаменовать собой завершение давних бед и начало Нового Порядка.
Злым богом для данной секты является Путин.
Путин — это прямой антипод Бандеры. Все зло на свете происходит от Путина — включая проблемы в экономике, коррупцию, провалы в социальной политике. Путин не только аннексировал Крым и поддерживает сепаратистов на Донбассе.
Путин — это то божество, которое организует митинги против власти, вносит сумятицу в деятельность коалиции, девальвирует гривну, разворовывает валютные резервы, вкладывает в руку Авакова стакан во время перепалки с Саакашвили.
Неоязычники верят в то, что у Путина есть несколько ипостасей («двойников»), он может умирать и возвращаться из Царства Мертвых (в течение 2015 года — минимум дважды).
Но в один прекрасный момент должен прийти Бандера, который сбросит Путина.
Подобно архетипу Вальгаллы, праведных последователей данного культа ждет Европа — место вечного блаженства и нелегальных заработков. Но если Вальгалла предусматривала исключительно гетеросексуальные связи праведника с валькириями, то Европа (в сознании последователей новой религии) дает больше вариантов и возможностей.
Антиподом Европы является Россия (аналог Тартара, Гадеса или Ада) с ее вечной мерзлотой, рабством и перманентными кризисами.
Грешники и отступники от веры клеймятся заклятием: «Чемодан — Вокзал — Росія!» (что по своей эмоциональной нагрузке приближается к другим триединым идиомам типа «меня — текел — фарес» или «Veni — vidi — vici»).
Как и любая религия, неоязычество не терпит критического осмысления и иррационально по своей сути.
Неоязычники — агностики по своей сути, среди них — немало фанатиков, которые верят в знамение («Хорватия вступила в ЕС — это яркий знак для Украины», «Байден сказал, что Украина — это Европа, и тем самым дал знак», «Эрдоган резко испортил отношения с Путиным и подал знак Украине» и т. д.) и пророчества (особенно Ванги и Влада Росса, Павел Глоба не признается каноническими ясновидящими).
Хуже всего то, что сегодня нас пытаются убедить, что неоязычество — это не религия, а реальная политика, доктрина и стратегия, альфа и омега современной Украины.
Почти как во времена поздней Римской Империи, когда мистерии Митры и Изиды подменяли собой реальное государственное управление, а прорицатели и пророки имели больше влияния на процессы принятия решений, чем опытные государственные мужи.
Это Константин Бондаренко написал текстик на тему, о которой давно говорят. Где-то наполовину шутка, а вообще — попытка «опытного государственного мужа» пробиться к кормушке и рычагам управления.
Пара занудствующих замечаний.
1. Вообще в порядочных религиях иррациональны разве что аксиоматика и, возможно, мистика, а дальше создается смысловое поле, в котором вполне возможен рационализм, критика и осмысление. Догматы строятся вполне рационально.
2. По-хорошему, дело даже не в религии — при религиях успешные государства строили только так — а в типе мировоззрения. Тут оно дуалистическое.
Вообще-то Кость Бондаренко шутит даже более, чем наполовину.
Религия и мировоззрение — это разве что для совсем оторванных, таких, как Ирина Фарион, работу которой «Степан Бандера — практик, теоретик, мистик националистического движения» и пересмешничает где-то Кость Бондаренко.
А, к примеру, тот же Тягныбок, хоть и заявил, что Бандера «смертию смерть попрал», очень даже вменяем и, если надо, договороспособен.
О том, что культу Бандеры до религиозного культа так же далеко, «як куцому до зайця», говорит мизерное количество принявших вчера участие в факельных шествиях.
Культ Бандеры оказался не культом, а пшиком, как только выяснилось, что никаких печенек он не дает и никакого порядка даже процедура воскрешения Бандеры не приносит.
Но не стоит недооценивать это явление. Поскольку, если эта пропаганда продлится несколько лет, уже подрастет поколение сегодняшних 5-8-летних, которые будут истинными неофитами реального культа, готовыми убивать за воскрешение Бандеры и воплощение того, что им предложат как его идеи.
Мирослава Бердник, Украина