В среду события в Венесуэле потрясли мир. Многие задаются вопросом, стало ли 23 января началом конца президентства Николаса Мадуро и началом новой главы американского интервенционизма.
Вот 5 причин, по которым маловероятно, чтобы эта драма пришла к той развязке, о которой так кричат основные СМИ.
«Временный президент»… Кто, что?
В среду, на фоне массовых антиправительственных акций, США и ряд латиноамериканских государств, наряду с Канадой и некоторыми региональными организациями, такими как Организация американских государств, признали самопровозглашенного лидера Национального собрания Хуана Гуайдо «временным президентом» Венесуэлы.
Однако 35-летний член оппозиционной Национальной ассамблеи не может просто щелкнуть пальцами и занять пост президента, даже если ряд влиятельных стран в регионе или по всему миру дают свое одобрение на это. Подобный шаг попросту противоречил бы Конституции и международному праву.
Гуайдо попал в раздробленный мир оппозиционных законодателей в 2015 году, и только за последние пару месяцев из относительно неизвестной фигуры он вдруг стал личностью, которая находится в центре внимания на национальном и международном уровнях.
Судя по его действиям, пока не видно признаков того, что его призывы к перевороту окажутся успешнее, чем многочисленные неудачные попытки оппозиции захватить власть после государственного переворота в 2002 году.
Международные альянсы
Венесуэла не одна на международной арене, ряд могущественных стран отказались поддержать США, которые не желают признавать избранного президента Николаса Мадуро законным лидером страны.
Россия, Китай, Иран, Турция, Мексика, ряд других небольших стран четко дали понять, что, несмотря ни на что, их привычные деловые отношения с венесуэльскими коллегами сохранятся.
Чиновники Великобритании, Германии, Испании и ЕС на стороне оппозиции, тем не менее, Брюссель пока не выступил с официальным решением по этому вопросу.
Такой раскол говорит о том, что Венесуэла не так изолирована, как хотелось бы думать США.
Военные хорошо вооружены, организованы и готовы к бою
Несмотря на несколько вспышек восстания в рядах вооруженных сил, военное руководство страны остается на стороне президента Мадуро.
В четверг министр обороны Падрино Лопес выступил перед народом и обнародовал «преступный план США, который угрожает суверенитету и независимости нации». Он призвал венесуэльцев не начинать гражданскую войну, подчеркнув, что стоит на стороне «нашего командира, гражданина Николаса Мадуро».
Хорошо вооруженные военные Венесуэлы сыграют решающую роль в этой драме. Они пользуются современными вертолетами, самолетами, бронетехникой и новейшими автоматами АК-103 из России. Помимо того, что в вооруженных силах состоит 120 тыс. человек, есть и вооруженные ополченцы в рядах гражданских вооруженных сил.
Нельзя недооценивать поддержку правительства со стороны населения.
У президента Мадуро есть сотни тысяч, если не миллионы недоброжелателей, тем не менее, у избранного лидера столько же, если не больше сторонников.
Если бы не такая поддержка, его давно бы не было. Благодаря различным юридическим маневрам, лидер пользовался народной поддержкой, чтобы нейтрализовать массовую оппозицию на фоне стремительного роста инфляции и рецессии.
Но, несмотря на все это, популярность Мадуро и энтузиазм, с которым бренд социализма продолжает вдохновлять бедные страны, позволили его правительству завоевать сердца и умы его самых измученных сторонников. Несмотря на его недостатки, большинство венесуэльцев не станут принимать участие в войне США против собственного правительства.
Если и есть что-то, что объединит хрупкую националистическую страну, так это агрессия иностранного врага.
США не рискнут развязать войну
После катастроф в Ираке и Афганистане, готовы ли США рискнуть так называемой «гуманитарной интервенцией» против страны, у которой запасы оружия вдвое больше запасов Ирака, и чей крах вызовет социальную нестабильность во всем полушарии?
На этом видео восторженные члены венесуэльских военных обещают Вашингтону «латиноамериканский Вьетнам» в случае вторжения США:
Опасность того, что США попадут в ловушку, из которой не смогут выбраться, вполне реальна. И Вашингтону вряд ли нужны такие проблемы, особенно в тот период, когда растут такие соперники как Китай, а мир с любопытством наблюдает за продолжающимся крахом во время приостановки деятельности правительства.
И хотя США могут предпочесть «оставаться теневым лидером», управляя такими странами как Колумбия и Бразилия, тем не менее, президент Колумбии Иван Дуке Маркес пока не показал готовности к военному вмешательству, а новый, жесткий бразильский лидер Жаир Болсонару, кажется, больше угрожает, чем реально кусает.
США могут вводить санкции с безрассудным пренебрежением к международному праву, однако сомнительно, чтобы они были готовы нести военные, политические или финансовые расходы в результате полномасштабной войны против народа Венесуэлы.
Вашингтон должен знать, что начать войну — это одно, а закончить — совсем другое.