Подавляющее большинство россиян не прочувствовали макроэкономического «прорыва», о котором говорят власти и цифры Росстата.
Успехи в экономике страны в 2018 году отметили только 12% опрошенных Центром конъюнктурных исследований ВШЭ граждан.
Доля тех, кто отметил ухудшения, выросла на 6 п.п., достигнув 46%.
Лучше жить в прошлом году стали только 9% россиян. Треть ответчиков пожаловались на ухудшение своего материального положения.
Доля пессимистично настроенных респондентов накануне новогодних праздников выросла: более четверти: 26% уверены, что наступивший год ударит по кошельку, 35% ожидают дальнейшего проседания экономики страны.
Сводный индекс оценки экономики стал минимальным за последний 2 года, рухнув до отметки в -21%. Одновременно индекс ожиданий на 2019 год снизился до -13%. Показатели минувшего года демонстрируют едва ли не худший результат за все годы наблюдений, говорят эксперты ВШЭ. Хуже дела обстояли только в кризисы 1999, 2009 и 2015 годов.
Россияне не настроены ни сберегать деньги, ни совершать крупные покупки – на это у них попросту не хватает средств. Процент потребителей, которые считают условия для дорогих покупок «неблагоприятными», увеличился с 44% до 46%. 57% участников опроса не видят возможности сберегать деньги.
Ожидания личной инфляции ухудшились сильнее всего: в начале 2018 года к подорожанию потребительской корзины готовились 82,5% респондентов. В декабре их число достигло 90%.
«Снижение потребительской уверенности началось с объявления повышения пенсионного возраста, и этот «след» будет еще некоторое время психологически негативно присутствовать в настроениях населения, — говорит директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович. — Дискомфорт вызывают и ожидания неминуемого роста ставок по потребительским кредитам и ипотеке, повышение тарифов на ЖКХ и рост цен на бензин».
По словам эксперта, несмотря на положительные значения ВВП, публикуемые Росстатом, население не ощущает никаких изменений к лучшему в повседневной жизни.
«Подобная парадигма развития является экономическим нонсенсом, ведь главным бенефициаром экономического роста в любой стране должно быть население этой страны. Рост экономики при отсутствии роста реальных доходов населения — это весьма сомнительная конструкция экономического развития», — подчеркивает Остапкович.