Госпредательство: кто в бывшем СССР реабилитирует пособников нацистов
В городе Ковеле Волынской области, за который в июле 1944 года велись кровопролитные бои, вандалы повредили памятник советским воинам. Подобное на Украине не редкость.
В других бывших республиках СССР отношение к победе над гитлеровской Германией тоже, мягко говоря, неоднозначное. Более того — зачастую коллаборантов и сторонников нацистов пытаются представить национальными героями.
РИА Новости разбирается, чем вызвано желание обелить тех, кто сотрудничал с Третьим рейхом. Прибалтика
В столице Латвии 16 марта традиционно проводится марш в честь бывших эсэсовцев. С 1990 года это День памяти Латышского легиона Waffen SS, созданного приказом Адольфа Гитлера 10 февраля 1943 года.
Воинская часть формировалась с трудом — мобилизованные местные жители нередко дезертировали. Но спустя полвека это не помешало превратить бывших легионеров в героев.
Шествия по улицам латвийской столицы, в которых принимают участие и сами дожившие до наших дней эсэсовцы, и их последователи, не обходятся без столкновений с антифашистами. Участников марша охраняют силы правопорядка — полиция, спецназ, иностранные солдаты НАТО.
Присоединяются националисты из соседних Литвы и Эстонии, с некоторых пор в колонне заметны флаги украинского добровольческого полка «Азов».
В 1999-м под давлением Евросоюза и НАТО дату 16 марта исключили из перечня памятных. Латышские националисты добиваются возвращения их празднику государственного статуса. Пока безуспешно. Но, как считает глава фонда «Историческая память» Александр Дюков, легализация эсэсовских маршей в Латвии — дело времени.
«Давление, которое западные европейские институты прежде оказывали на Латвию, вынуждая власти лишить легитимности праздник ветеранов СС, уже в прошлом.
По мере того как восточная политика ЕС становилась все более антироссийской, нацеленной на «противостояние имперским амбициям Москвы», желание возвращать своих балтийских, украинских и других партнеров в цивилизованные рамки элементарного приличия у Запада быстро угасло», — говорит историк.
Он напоминает, что Россия постоянно вносит в Генеральную Ассамблею ООН проект резолюции о недопустимости героизации нацизма. И каждый раз США голосуют против, а страны ЕС солидарно воздерживаются. Поэтому у прибалтийских националистов есть все шансы добиться своей цели, считает Дюков. Украина
Сформированная в октябре 1942 года как боевое крыло «Организации украинских националистов»* (ОУН) «Украинская повстанческая армия»* (УПА) действовала преимущественно на Западной Украине и воевала против советских войск, сотрудничая с гитлеровцами.
После разгрома нацистов некоторое время вела партизанские боевые действия, совершая диверсии и террористические акты против представителей интеллигенции и местных органов власти, комсомольских и партийных активистов.
В мае 2015-го президент страны Петр Порошенко наделил участников этой организации статусом «борцов за независимость Украины», предоставив им право на социальные гарантии.
Однако украинским неонацистам этого мало — они требуют приравнять флаги ОУН-УПА* к официальным государственным символам.
Не дожидаясь центральной власти, Киевский, Львовский, Ивано-Франковский и Житомирский горсоветы разрешили использовать красно-черные полотнища наряду с государственным флагом в дни памятных дат. А в Хмельницкой области приняли постановление «Об использовании флага национально-освободительной борьбы украинского народа».
Сторонники Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА) во время марша в день Праздника Героев во Львове
«На Украине растет поколение, для которого уже нет и не было Великой Отечественной войны, а есть и была национально-освободительная борьба против Сталина и Гитлера.
Туда Запад вкачивает огромные средства, и происходит то же, что уже произошло в Прибалтике с их институтами оккупации и резистенции.
Запад планомерно обкладывает Россию форпостами русофобии, и пока этот механизм работает безотказно», — говорит историк, писатель и общественный деятель Армен Гаспарян.
«Десоветизация на Украине быстро превратилась в дерусификацию. Праворадикальные силы занимают там слишком важное место в общем политическом спектре, а русофобия стала государственной политикой», — констатирует Александр Дюков. Армения
В другой постсоветской республике, Армении, в пантеон героев включили спорную фигуру Гарегина Нжде (настоящая фамилия — Тер-Арутюнян). В период Балканских войн он сражался с Османской империей, в Первую мировую участвовал в битвах за освобождение Западной Армении, в начале 1920-х подавлял восстания в азербайджанских селах и воевал с Красной армией.
Затем эмигрировал — сначала в Персию, потом в Болгарию, где создал протофашистскую молодежную организацию «Цегакрон». В годы Второй мировой сотрудничал с властями гитлеровской Германии.
Известно, что он участвовал в агитации среди советских военнопленных-армян, набирал добровольцев в Армянский легион, воевавший с Красной армией на Северном Кавказе и Западном фронте. Был арестован военной контрразведкой Смерш и приговорен к 25 годам лишения свободы. Умер в 1955-м во Владимирской тюрьме.
Прославление Нжде началось после распада СССР. В 2013-м вышел фильм «Гарегин Нжде», в 2016-м поставили большой (высотой 5,7 метра) бронзовый памятник. В церемонии открытия мемориала принял участие тогдашний президент Серж Саргсян.
«Главная черта Нжде, за которую его превозносят в Армении, — это ненависть к Турции. Борьбе с турками он посвятил всю свою жизнь. Самостоятельно, в рядах Русской императорской армии, в эмиграции, в союзе с гитлеровцами — он вел одну и ту же борьбу.
Осудили его не за сотрудничество с властями Третьего рейха, а за восстание 1920-х годов и многие другие грехи. Но от этого коллаборационизм не выглядит менее отвратительным», — говорит Армен Гаспарян.
Парадокс в том, что сотрудничество Нжде с Третьим рейхом словно не замечается. «В Армении его не воспринимают как коллаборациониста. Эта часть биографии всегда как бы остается за скобками.
Вместе с тем у Второй мировой в Армении есть свой национальный контекст — это тоже как бы часть национально-освободительной борьбы с Турцией, воевавшей на стороне Германии.
Армянский народ очень гордится тем, что сравнительно небольшая республика дала в годы Великой Отечественной почти сто героев Советского Союза», — напоминает заместитель исполнительного директора Общества «Двуглавый орел», кандидат политических наук Артур Атаев. Казахстан
В постсоветском Казахстане свой национальный герой — Мустафа Чокай. Его называют идеологом борьбы за свободу и независимость единого Туркестана.
В годы революции и Гражданской войны, не признав власть большевиков, он создавал в Центральной Азии Туркестанскую автономию. После разгрома бежал в Россию, где воевал и с красными, и с белыми, потом эмигрировал в Турцию, затем — в Западную Европу.
Еще в 1930-е годы, после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера, Чокай вел переговоры с деятелями Третьего рейха — на него обратили внимание как на антисоветски настроенного национального лидера.
После нападения Германии на СССР ему предлагали возглавить гитлеровский Туркестанский легион, но, посетив несколько концентрационных лагерей, он отказался. В декабре 1941 года Чокай умер в Берлине — по официальной версии, от тифа. Сегодня многие его биографы утверждают, что он был отравлен нацистами, но доказательств этого нет.
Первый памятник Мустафе Чокаю в Казахстане установили на его родине в Кызылординской области в 1998 году. В честь него называли улицы, о нем писали книги, снимали фильмы.
Наконец, весной минувшего года в Кызылорде открыли большой памятник, и на церемонии официально выступил аким (глава) области Крымбек Кушербаев (кстати, в прошлом — пресс-секретарь президента Нурсултана Назарбаева). Он оценил Чокая как «сложное историческое явление», отметив, что главной его целью всегда было «единение» и «процветание тюркского сообщества».
«На постсоветском пространстве полным ходом идет процесс переписывания истории на основе мифов, призванных стать символами новой государственности. В результате те или иные исторические фигуры как бы ретушируются — о некоторых фактах старательно забывают, зато приписывают черты, позволяющие занять место в пантеоне новой истории.
Именно так произошло с Мустафой Чокаем: его образ во многом мифологизирован. Просто взята лишь та часть истории, которая устраивает официальную идеологию», — говорит казахстанский политолог Данияр Ашимбаев.
«За сегодняшнее искажение прошлого ответственна советская историческая наука, отрицавшая сам факт существования коллаборационизма в годы Великой Отечественной войны, преподносившая его как отдельные случаи предательства, а не как достаточно массовое явление, к которому причастны более миллиона советских граждан. И перевирание прошлого продолжится до тех пор, пока не напишут действительно правдивую, честную историю», — убежден Армен Гаспарян.
Владимир Ардаев, Филипп Прокудин
Источник: http://rusvesna.su/news/1526020213 13.05.2018
|
|