Представляем вашему вниманию докладную записку на имя Министра внутренних дел Российской Империи, извлечённую в 1917 году из бумаг канцелярии Полтавского губернатора Александра Карловича Багговута.
Указанный документ является живым свидетельством формирования Южнорусского (украинского) сепаратизма на теле единой и неделимой Российской Империи в начале XX века, и раскрывает Австро-Венгерский след в вопросе финансирования и поддержки украинофильских еретиков.
Секретный донос Полтавского губернатора Багговута Министру внутренних дел об украинском движении и мерах борьбы с ним
Февраля 4 дня 1914 года № 201 г. Полтава
Господину Министру Внутренних Дел
Доношу вашему высокопревосходительству, что украинское движение, в основу которого положена идея образования автономной украины под скипетром Габсбургской династии, принимает за последнее время широкие размеры.
Роль австрийского правительства в этом движении заключается в обещаниях в будущем, причём эти постоянные намёки на исполнение этих обещаний служат достаточно надёжным средством для возбуждения этого движения, и не только не позволяют ему заглохнуть, но и дают ему возможность развиваться всё более и более.
Удары этой пропаганды направлены между прочим на народную начальную школу, где в лице большинства учащего персонала встречается наиболее благодарная почва для восприятия (подготовки) идей украинского движения и постепенной подготовки молодежи к усвоению понятия о полной обособленности малоруссов от великоруссов.
Учащий персонал старается на первых же порах обучения вести последнее на малорусском языке и по возможности продолжать его и в течение всего курса. Несмотря на категорическое требование инспекторов вести обучение только на русском языке учителя уклоняются, от этого при [конец стр. 3] всяком удобном случае и приводят постоянно одну и ту же отговорку, заключающуюся в том, что язык малорусский есть их родной язык, что только на этом наречии дети быстро усваивают предмет преподавания и что нет никакой беды в том, что параллельно с русским языком даются объяснения на малорусском, ибо поступающие в школу дети у себя дома всё-таки говорят и будут говорить с родителями по-малорусски.
Замечается такое явление: в школе где учитель малоросс — русский язык прививается с трудом, там же, где учитель великорусс — учащиеся гораздо лучше говорят по-русски.
Явление это нельзя признать общим для всех решительно школ, но что оно усматривается в значительной их части и при том в особенности в некоторых уездах, то в этом нет сомнения.
В одном из уездов, а именно в Лохвицком, представители украинских стремлений уже определённо высказались по этому вопросу следующим образом: 6 Декабря 1913 года в городе Лохвице на общем собрании Общества Взаимопомощи учителей вынесена была единогласно участвовавшими на собрании 69 членами его резолюция о необходимости преподавания в народной школе исключительно на украинском языке.
В состав этих 69 человек значительно больше половины входили учителя и учительницы. На собрании этом, инспектор народных училищ заявил протест против такого постановления, но никто не обратил на протест никакого внимания, он остался пустым звуком, и резолюция была вынесена единогласно. Так как общество это, имеющее по уставу, утверждённому Министром Народного Просвещения, точно определённую сферу деятельности только по вопросам материальной взаимопомощи, нарушило устав преднамеренно, а также принимая во [конец стр. 4] внимание левое направление всего уезда, я 16 Января 1914 года за № 10232 сообщил все обстоятельства дела Попечителю Киевского Учебного Округа с ходатайством о возбуждении пред Министром Народного Просвещения вопроса о закрытии этого общества, которое вышло из пределов своей компетенции умышленно с политическою целью.
Таким образом, в Лохвицком уезде стремление доказать рознь русского и украинского языков уже объединено, что ясно подтверждается постановлением собрания.
Уезд этот левый вообще и несомненно, что весь состав учащего персонала — украинские сепаратисты. Полагаю, что пример Лохвицкого уезда подействует и на соседние уезды и что попытка эта встретит сочувствие в других местах, ибо выступление сделано не отдельными личностями, а уже сплочённой организацией значительного числа единомышленников.
Таким образом, чрез посредство школы движение проявляется в стремлениях:
1) доказать рознь русского и украинского языков, а, следовательно, и народностей этих,
2) создать украинский язык и
3) добиться появления национальной украинской школы.
Сельское духовенство в значительной степени также сочувствует украинскому движению и так как оно наиболее близко стоит к сельскому населению, то чрез посредство его идеи эти легче проникают в простой народ. Духовенство открыто пока не выступает, но нисколько не противится движению и при всяком удобном случае дает понять народу, что оно имеет собственный язык и собственную историю.
Полтавская Духовная Семинария также является местом, где с наибольшим успехом прививаются те же идеи.
Учебное заведение это поставлено весьма плохо в смысле дисциплины: воспитанники крайне распущены, держат себя вызывающе и грубо, никогда Губернатору на [конец стр. 5] улице не поклонятся, стараются проявить какую-то независимость и несомненно культивируют среди себя украинские идеи.
Семинаристы, уезжая на каникулярное время в деревню, немало способствуют там развитию движения, так как отцы их, т. е. священники и другие члены причта не оказывают ни малейшего воздействия на усвоение этих идей, как их детьми, так и вообще всем населением.
Епархиальное Начальство, по-видимому, закрывает глаза на это движение и весьма мало интересуется тем, что делают и думают священники в деревне, а равно не обращает внимания на семинаристов.
Среди интеллигенции замечается также достаточное количество сторонников украинского движения.
Появление никогда не виданных раньше афиш «украинского музыкально-драматического гуртка» (т. е. кружка), украинских трупп и украинского клуба подтверждают это.
Значительная часть служащих Губернской уездной и земской Управ — так называемый «третий элемент», люди сами по себе левых убеждений, являются также благодарной почвой для развития и пропаганды украинских идей и исповедуют мазепинское движение.
Украинский клуб в Полтаве состоит из людей исключительно принадлежащих к тому же движению.
Многие украинцы состоят на службе по Министерству Народного Просвещения и занимают профессорские кафедры, примером чего служит Львовский профессор Грушевский, постоянно пребывающий то в Киеве, то во Львове и беспрепятственно руководящий опасной и гибельной работой мазепинского лагеря.
На общеобразовательных курсах для учителей, устроенных Полтавской Губернской Земской Управой в 1913 году, один из Киевских лекторов, читая [конец стр. 6] историю России, проводил на одной из них свои мысли о том, что Украина имеет очень мало общего с остальной Россией в силу своей истории.
Весьма прозрачно намекал на самостоятельное существование украины. Зарубежные Галицийские украинофилы, чрез посредство живущих в Малороссии агентов, ведут непрестанную пропаганду и изыскивают все способы, чтобы укрепить убеждение в необходимости создания автономной украины, отторгнутой от остальной России, со включением её в состав Австро-Венгрии на федеративных началах.
Связь Полтавских сепаратистов с галицийскими руководителями доказывается приветственной телеграммой, посланной в 1913 году во Львов от «Полтавской громады».
Так как внедрение этих стремлений в умы и сердца интеллигенции и простого народа грозит созданием в будущем между русским и малорусским народами такой преграды, уничтожить которую будет очень трудно, и что движение это становится за последнее время бесспорно опасным для России, то я полагаю необходимым бороться с украинским движением следующими мерами:
1. Привлекать на должности учителей земских начальных школ по возможности только одних великоруссов.
2. Назначать на должности инспекторов народных училищ людей деятельных, энергичных, твёрдых и исключительно великоруссов. Таковыми же, конечно, должны быть и директоры народных училищ.
3. Так как количество школ значительно увеличивается ежегодно и одному инспектору на уезд почти невозможно иметь требуемое наблюдение за приёмами и ходом обучения и направлением учащего персонала, то учредить в больших уездах либо [конец стр. 7] двух инспекторов, с территориальным для них делением уезда, либо в каждом уезде учредить должность Помощника Инспектора.
4. Всякого учителя, проявляющего склонности к украинскому движению, немедленно устранять.
5. Поставить правильно обучение истории России в школе и строжайше вменить в обязанность учителям внедрять в молодёжь понятие о единой, неделимой России, поясняя смысл слова «украина», то есть «окраина» Государства в былые времена.
6. Обратить то же внимание на преподавание истории в средних учебных заведениях.
7. Составление правдивой истории малорусского народа.
8. Установить обязательные экскурсии учащихся всех учебных заведений в возможно большем количестве — в Москву, Нижний Новгород и другие исторические местности России, ибо малоруссы имеют о памятниках этих местностей весьма скудные сведения, вернее никаких. Экскурсии ныне производятся в Киев, а о Москве и речи не бывает.
9. Совершенно не допускать общеобразовательных курсов для учащих по правилам 4 Марта 1906 года, а разрешать исключительно педагогические курсы по правилам 5 Апреля 1875 г. под надзором и руководством Министерства Народного Просвещения.
10. Обратить особое внимание на сельское духовенство, на его политические убеждения. Выбирать благочинных с особым разбором, назначая людей твёрдых и энергичных.
Необходимо во главе епархии ставить Преосвященных Архиереев исключительно великоруссов и таких же энергичных и твёрдых людей, вменить им в обязанность почаще объезжать [конец стр. 8] епархии и видеть священников и иметь с ними побольше общения. Оказывать самое крутое давление на тех из них, которые заражены украинофильскими стремлениями.
Епархиальных наблюдателей за церковно-приходскими школами назначать исключительно великоруссов, обязав их как можно чаще посещать школы, иметь побольше общения со священниками и учителями и следить за направлением в церковно-приходской школе.
11. Обратить особливое внимание на семинарии, на учебно-воспитательную часть в этих учебных заведениях. Ставить во главе их ректоров исключительно великоруссов, удалить немедленно всех слабых и бездеятельных ректоров. Учащий персонал должен быть только из великоруссов. За семинарии надо взяться как следует и искоренять гнездящийся в них дух и дать им должное направление.
12. Необходимо субсидировать некоторые газеты, издающиеся в Киеве, Харькове, Полтаве и Екатеринославе с целью борьбы, путём печати, с украинским движением. Основания борьбы должны быть следующие:
а) доказательство кровной родственной связи народностей великорусской и малороссийской; признание общего корня этих наречий и полонизации малорусского языка в прежние времена;
б) разъяснение, что «украина» означает «окраину» и что такие окраины до присоединения Малороссии к России были и у Польши, и у России. Необходимо правдиво освещать историю заселения Южно-Русских степей и всей вообще «окраины» Государства, поясняя, что никогда никакого «украинского» народа не было [конец стр. 9];
в) возможно частое появление в субсидируемых газетах статей о необходимости общегосударственного языка, каковым только и является великороссийское наречие, о богатстве русского языка, обширности и богатстве его литературы и т. д., о роли современного малорусского языка, как простонародного и не имеющего литературы и будущности;
г) помещение статей об экономической связи малорусских губерний с великорусскими.
13. Вследствие того, что название «украинский» служит флагом, под которым ведётся движение, следовало бы безусловно воспретить всё, что выступает под ним, и наоборот не стеснять того, что идёт под малорусским флагом.
Несколько лет назад в Полтаве появлялись малорусские труппы, устраивались малороссийские ярмарки и т. п.; а об «украинских» труппах, ярмарках, книжных магазинах клубах никто не говорил.
Последнее время на всех афишах и объявлениях местных газет название «малорусский» заменено словом «украинский».
Таким образом в глазах местного населения складывается убеждение, что украинскому движению никто не противится.
14. Вследствие обнаружившегося в последнее время стремления украинцев выйти из экономического подчинения Москве и основать свой торговый и биржевой центр в Киеве, желательно было бы, чтобы Министерство финансов вело национальную политику финансовую с целью закрепления за Москвой её положения экономического центра и уничтожения попыток к экономическому сепаратизму украинцев.
15. Вследствие участия евреев во всяком вообще революционном движении, в том числе и в украинофильском, я полагаю необходимым — всех [конец стр. 10] евреев, не имеющих права жительства в сельских местностях, выселять, не создавать никаким образом новых местечек, включаемых в черту оседлости, и всеми мерами содействовать земствам и другим организациям в борьбе с экономическим порабощением края еврейством.
16. Думается мне, что было бы полезно устройство в Киеве всероссийского национального музея, в котором была бы постоянная выставка памятников первых времен Русского Государства, главным образом времен Св. Владимира и святой Ольги.
17. Допускать на разные должности не следует людей, которые когда-либо хотя бы и в отдаленном прошлом имели соприкасательства к украинским стремлениям.
Доношу вашему высокопревосходительству, что движение это становится опасным для России и оно в случае дальнейшего развития, а в особенности при войне с Австрией, может принести нам немало забот, а может быть и тяжёлых минут [конец стр. 11].
Верно: Губернатор Багговут.
Источник: https://rusvesna.su/news/1619256593